Что делать если ребенок все забывает

Что делать, если ребенок все теряет?

Что делать если ребенок все забывает

Рассеянность и невнимательность – распространенные проблемы у детей. В раннем возрасте они теряют различные вещи, оставляют их на улице, и на детских площадках. 

У родителей это вызывает огромный стресс. Мало того, что малыш потерял вещь, которая им нравится. Так она еще и стоит денег. Порой – не маленьких.

Дети же к потерям относятся спокойно. В силу своего возраста, они даже не переживают о том, что какая-то вещь утрачена. Но это неправильно. Вещи нужно ценить. 

Терять все под ряд – это очень плохая привычка. Если не избавиться от нее в детстве, ребенок останется рассеянным вплоть до подросткового возраста. И даже во взрослой жизни будет терять вещи.

Мы расскажем, как решить эту проблему.

Причины, по которым ребенок теряет вещи

В школьном возрасте детки, в основном, забывают тетради, и книги. 

В учебном заведении они нередко оставляют куртки. А также пакеты со сменкой. 

Долго личные вещи в школе не залеживаются. Хорошо, если их найдет порядочный ребенок, и отдаст охраннику. Но чаще всего бывает так, что другие дети подбирают бесхозные предметы. И вернуть потерянную вещь становится невозможно.

Не стоит думать, что рассеянность – это  проблема только вашего ребенка. Ежедневно сотни родителей жалуются на ту же проблему в различных группах ВК, и . 

Психологи относятся к невнимательности, и потере вещей не так критично, как обычные взрослые. Они заявляют, что причины забывчивости у малышей такие же, как и у любых других людей старшего возраста. Ребенок забывает все не потому, что он плохой. А потому, что на подсознательном уровне в мозгу у него заложена рассеянность.

Но не переживайте, исправить проблему можно. 
 

Исправлять забывчивость нужно до 10 лет

Психологи рекомендуют родителям исправлять забывчивость ребенка до того, как ему исполнится десять лет. В этот период еще можно исправить проблему. А вот уже когда малыш достигнет десяти лет, научить его быть внимательным будет намного сложнее. 

Ваша задача на этом этапе – как можно активнее бороться с рассеянностью. 

Почему малыши рассеянные и забывчивые?

Психологи объясняют, почему дети к одним вещам относятся бережно, а к другим – безразлично. В силу своего возраста, малыши быстро переключают внимание с одной вещи на другую. Те предметы, которые ребенок считает неважными, отходят на второй план. 

Малыш фокусирует внимание только на на том предмете, который ему интересен. Его он не потеряет ни при каких обстоятельствах. Потому, что будет бережно хранить.

Если вдруг, при этом, малыш потеряет менее важную вещь, то он не расстроится. И даже не уделит этому внимание.
 

Малыши теряют те вещи, которые вызывают у них неприятные воспоминания

Детские доктора провели исследование  причин невнимательности. В ходе него, они выяснили, какие вещи малыши теряют чаще всего.

Это предметы, которые: 

  1. Вызывают у них неприятные воспоминания. 
  2. Связаны с определенным занятием, которое им не нравится.

К примеру, сменную обувь дети могут терять по тому, что не видят смысла ежедневно переобуваться в учебном заведении. Или потому, что им просто лень.

Рюкзаки, пеналы, тетрадки и учебники они теряют потому, что не любят школу. 

Психологи отмечают, что дети забывают различные предметы не специально. Они теряют их потому, что подсознательно считают их бесполезными. 
 

Наказывать ребенка за то, что он потерял определенную вещь – не нужно

Вопрос рассеянности ребенка действительно нужно решать. Однако, использовать при этом радикальные методы (наказания) не нужно. 

Если вы будете кричать на ребенка каждый раз, когда он что-нибудь теряет, это не даст должного эффекта. Наоборот, вы только ухудшите отношения с ребенком. А терять предметы он не перестанет. 

Нужно поступать хитрее. И использовать следующие правила.

Заставляйте ребенка самостоятельно искать вещи, которые он потерял
 

Вызовите ребенка на разговор. Объясните ему, что теперь за свои вещи ответственность несет лично он. Если малыш забудет определенный предмет в учебном заведении, то он должен будет самостоятельно найти его. Бегать по школе, и спрашивать учителей по поводу того, видели ли они потерянную вещь. 

На процесс поиска ребенок потратит очень много времени. И наверняка устанет. Но это положительно повлияет на него. Когда в следующий раз ребенок будет держать вещь в руках, он будет следить за ней. Потому, что будет знать о последствиях – на поиск снова придется тратить много времени и сил.

Лень и нежелание снова искать вещь заставят ребенка стать более внимательным.
 

Подавайте хороший пример
 

Поведение родителей часто отражается на самом ребенке. Учитывайте, что на внимательность и рассеянность влияет обстановка в вашем доме.

Если в квартире постоянный беспорядок, то у малыша вряд ли получится быть внимательным и следить за вещами. Он на подсознательном уровне будет думать, что хаос – это нормально. И поэтому будет небрежно относиться к предметам.

Также, обратите внимание, все ли вещи в вашем доме лежат на своих местах. Если какие-то предметы разбросаны по квартире, то это плохо. Видя это каждый день, малыш будет думать, что оставлять вещи “где не попадя” – это нормально. 

Объясните, что каждая вещь стоит денег

Объясните ребенку, что каждый предмет стоит денег. И не маленьких.

Скажите, к примеру, что куртка стоит 2.000 рублей. Ботинки – 5.000 рублей. И переведите эту сумму в товары, которые вы могли бы приобрести ребенку. Например, скажите: “Представь, сколько на эти деньги можно купить игрушек. Если ты потеряешь куртку или ботинки, то мне придется приобретать новые. А на игрушки у меня денег не хватит”.

Это может положительно повлиять на чадо. Он поймет, что лучше следить за вещами, и получить игрушку, чем потерять их, и остаться без нее.

Как исправить рассеянность ребенка?

Побороть рассеянность чада не сложно. Достаточно лишь правильно воспитать его.

Начать рекомендуем с совместной подготовке портфеля к школе. Скажите ребенку, чтобы он каждый день собирал рюкзак. И помогайте емуРаскладывать вещи нужно следующим образом: 

  1. Учебники нужно размещать в большом отсеке рюкзака.
  2. Тетрадки – в маленьком.
  3. В небольшой карманчик можно положить пенал. Или сменку.
  4. В карман штанов – деньги, которые ребенок может потратить на покупку еды в столовой.
     

Проговаривайте, что должен сделать ребенок
 

Перед походом ребенка в школу, скажите ему, что он должен сделать. Ваши слова должны быть максимально простыми. Чтобы информацию ребенок гарантированно запомнил.

Проговаривать с малышом нужно следующее: “Я даю тебе в школу сменную обувь. Когда переобуешься, положи первый комплект обуви в сумку. И возьми ее с собой. Когда будешь выходить из школы – переобуйся. И забери сумку домой”. Текст можете придумать самостоятельно.

Пересчитывайте предметы перед выходом из дома

Предположим, ребенок идет в школу. Он берет: портфель, сменную обувь и куртку. То есть, три предмета.

Укажите малышу на то, что он взял с собой 3 вещи. И попросите пересчитать их количество при выходе из школы.

Пишите списки собранных предметов 

Каждый вечер пишите, какие предметы ребенок возьмет с собой завтра. Составьте список, и укажите в нем собранные вещи. Он должен выглядеть следующим образом.

  1. Куртка.
  2. Пенал.
  3. Рюкзак.
  4. Переобувь.

Скажите ребенку, чтобы каждый день, после выхода из школы, он сверял предметы по списку. Желательно, чтобы напротив проверенной вещи он ставил галочку. Это необходимо для того, чтобы малыш контролировал процесс сбора.

Научите ребенка порядку

Чаще всего рассеянностью страдают те малыши, которые не приучены к порядку. Ваша задача – исправить эту проблему.

Заставляйте ребенка: 

  1. Раскладывать вещи в комнате по полкам. 
  2. Не разбрасывать предметы по квартире. 
  3. Контролировать, чтобы все лежало на своих местах.

Помните: порядок в квартире = порядок в голове.

Не давайте ребенку брать с собой слишком много вещей

Чем больше вещей, тем выше вероятность того, что ребенок что-то забудет. Поэтому, рекомендуем давать малышу в школу брать не более двух-трех предметов. 

Игрушек рекомендуется брать не более трех. 
 

Вывод

Побороть детскую растерянность можно.

Помните основные правила:

  1. Учите ребенка внимательности до десяти лет. Потому, что потом может быть поздно.
  2. Не ругайте малыша. Крики и оскорбления должного эффекта не дадут. Действуйте хитрее.
  3. Регулярно работайте с ребенком, и воспитывайте в нем внимательность.
  4. Научите малыша порядку.
  5. Придерживайтесь других правил.
     

Если соблюдать все эти аспекты, ребенок гарантированно перестанет забывать вещи. 

На портале Vikids вы можете:

Перейти на Форум по данной теме.

Почитать похожие статьи или написать свою.

Источник: https://www.vikids.ru/articles/chto-delat-esli-rebenok-vse-teryaet

Консультация для родителей «Если ребёнок плохо запоминает»

Что делать если ребенок все забывает

Нина Герасимова
Консультация для родителей «Если ребёнок плохо запоминает»

Часто родители говорят о том, что у ребенка плохая память.Спрашивают: «Что делать, если ребенок плохо запоминает».

Прежде чем говорить о причинах плохого запоминания,необходимо выяснить: «Что такое память, и какие виды памяти бывают?»

Впечатления, получаемые человеком об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся или забываются. Эти процессы называются памятью.

Существуют различные классификации видов памяти.

В зависимости от характера участия воли в процессе запоминания различают произвольную и непроизвольную память. Произвольное запоминание требует волевых усилий и постановки цели на запоминание. Непроизвольное запоминание происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека.

По способу запоминания различают механическую и смысловую память.

Механическая память – заучивание в результате многократных повторений.

Смысловая память – запоминание с помощью различных приемов осмысления материала.

Существует классификация видов памяти по преобладающему в процессе запоминания анализатору.

Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память – запоминаниеи воспроизведение различных звуков: музыкальных, речевых, шумовых. Речевая память одна из разновидностей слуховой памяти.

Осязательная (тактильная, обонятельная и вкусовая – запоминание материала с помощью соответствующего анализатора.

По времени сохранения материала существует генетическая (природная) память, мгновенная, кратковременная, долговременная и оперативная.

При оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важных критериев является его память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Ведущие педагоги и психологи говорят о том, что улучшить память простыми тренировками, т. е.

многократным повторением, механическим заучиванием невозможно. Практика показывает, что родители, как правило, знают только один прием запоминания – «зубрежка» то есть механическое запоминание.

Запоминать ребенка можно научить, важно понять причины плохой памяти. Причин может быть много.

1. Ребенок не собранный, рассеянный, не умеет доводить начатое дело до конца. Таим детям необходимо подавать информацию на запоминание в начале или в конце занятия, используя «эффект края».

2. Скучно на занятиях.

Желательно чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае человек способен запомнить в 2 раза больше. Материал, который вызывает эмоции, запоминается в два раза быстрее, прочнее, охотнее.

3. Высокая утомляемость, лень.

Есть смысл после подачи материала на запоминание организовать смену деятельности. Прочнее запоминаются незаконченные действия.

4. Отношения в коллективе.

Ребенок очень застенчивый, неуверенный в себе, боится, что другие будут смеяться над ним.

5. Ребенок может притворяться, что ничего не помнит, не понимая, зачем все это нужно помнить.

Таким детям необходима мотивация. Взрослому необходимо сообщить, что материал пригодится в будущем.

«Выучим стихотворение и подарим его бабушке на день рождения».

«Стихотворение для Деда Мороза»

6. Ребенок может делать родителям назло.

Причина такого поведения низкая самооценка.

7. Негативная оценка деятельности ребенка взрослым тоже может являться причиной плохого запоминания.

Проанализируйте,не присутствуют ли в вашей речи такие или похожие выражения: «Плохо сделал, не красиво», «Сделал неаккуратно». Особенно опасны такие высказывания в присутствии других детей. Помните, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми.

– Маша из твоей группы столько стихов уже знает, а ты ни одного не можешь запомнить!

Для того чтобы побуждать ребенка к действию необходимо сравнивать его достижения на сегодняшний день с теми результатами, которые были ранее.

– Вчера ты запомнил только две строчки стихотворения, а сегодня выучил уже целых четыре!

8. При заучивании стихов и песен часто детям непонятен смысл, как отдельных слов,

так и в целом всего текста.

После прочтения стихотворения для заучивания, уточните у ребенка, какие слова ему непонятны. Объясните смысл непонятных слов достаточно доступно.

Некоторые взрослые могут даже не предполагать, что ребенку непонятно,что означает слово: спросонок, сморил сон, макушка, сосновый, пойдем пешком, во весь опор, миска, скворечник, крыльцо и т. д.

Если все эти причины исключены, а ребенок все равно не запоминает, можно сделать упор на непроизвольное запоминание.

Для быстрого запоминания букв и цифр – развесьте их в комнате, предложите оживить буквы и цифры, нарисовав им части тела, лица, одежду.

Можно к запоминанию подключить различные анализаторы, т. е. задействовать вкусовую, обонятельную, тактильную память. Цифры и буквы можно рисовать, писать, вырезать из бумаги, лепить из теста и пластилина, выкладывать шнурком, нитками, крупой и т. д.

Можно воспользоваться приемом «кодирование цифр в образы», поиграть с ребенком в игру «На что похожа цифра».

Упражнять в количественном и порядковом счете можно в любой деятельности, не обязательно сидя за столом. Во время одевания посчитать пуговицы на одежде, сравнить у кого больше? Сколько формочек в песочнице, а сколько совочков, чего больше, чего меньше и т. д.

Если дошкольник не может на слух запомнить стихотворение, можно подключить другие виды памяти и чем больше, тем лучше. Предложить рассмотреть картинки. Можно предложить ребенку самостоятельно нарисовать сюжет этого стихотворения.

Еще лучше, если на каждую фразу или слово, ребенок придумает знаки-символы (пиктограммы). Затем опираясь на пиктограммы, будет вспоминать стихотворение. Можно использовать двигательную память.

Попробовать рассказать стихи с помощью рук или движений тела.

Попробуйте, уважаемые взрослые, рассказать вот такое стихотворение с помощью рук.

Пять воробьев на заборе сидели,

Один улетел, а другие запели.

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел, а четыре осталось.

А теперь попробуйте нарисовать это стихотворение с помощью символов. Приступая к заучиванию этого стихотворения с ребенком, подумайте, какое слово может быть ему не понятно. Скорее всего, непонятным будет слово «сморила». Объясните это слово.

При заучивании текстов песен и стихов можно использовать игровые приемы. Например «Я начну – ты продолжай», «Эхо», «Тихо – громко», «Придумай рифму».

Для более простого и быстрого запоминания научите ребенка пользоваться некоторыми приемами. Включите в работу опосредованную память.Сначала можно использовать известные приемы: классификация и обобщение, рифмование, достраивание материала, ассоциации, кодирование цифр в образы, запоминание с помощью рисунков – символов.

Ребенок, увлекшись игрой, способен в дальнейшем сам «изобретать» для себя свои приемы запоминания.

Что представляют собой названные приемы запоминания.

Классификация и обобщение

Весь материал можно разделить на части классы, т. е. классифицировать информацию. Например,все предложенные картинки разделить на группы с выделением главного существенного признака: животные, птицы, насекомые. В этом случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей был разделен материал.

Запоминание с опорой на рисунки символы (мнемический план)

Любая информация содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Картинки или рисунки – пиктограммы, выполненные детьми запоминаемого материала – это и есть мнемический план.

Достраивание материала

Разрозненную информацию легче запоминать, объединив ее, придумывая какие-либо связки посредники, добавляя что-то от себя.

Ассоциации

Психика человека так устроена, что любая новая информация, помимо нашей воли, цепляет, как-то затрагивает уже известную. Эти процессы присущи всем людям. Какие ассоциации вызывает у вас, например слово «молоко»? Как правило, многие люди говорят – корова, или сон – кровать и т. д.

Кодирование цифр в образы

Представление информации в виде образов. Например, представление цифр в различных образах. «На что похожа цифра 8?

– На очки, на 2 бублика, на 2 колеса и т. д.

Таким образом, использование множества наглядных материалов, игровая форма занятий, эмоциональное включение детей в деятельность, использование различных приемов запоминания, подключение к запоминанию различных анализаторов приводит к улучшению показателей продуктивности памяти.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/esli-rebyonok-ploho-zapominaet.html

Забыто-потеряно: что делать с детской рассеянностью?

Что делать если ребенок все забывает

Предметом постоянных жалоб многих родителей становится забывчивость их ребенка

Нередко дети младшего школьного возраста все забывают, теряют и оставляют свои вещи где угодно, но только не в положенном месте.

Перманентная борьба с «превышением лимита утрат» заставляет жить в вечном напряжении пап и мам.

В то время как большинство детей младшего школьного возраста не придают особого значения материальным потерям и не понимают упреков и замечаний. Какие меры следует принимать родителям?

Итак, время от времени ребенок забывает дома учебники или тетради, иногда теряет сумку со сменной обувью или даже любимую куртку. Детские психологи постарались найти объяснение этой рассеянности и забывчивости.

«У моего ребенка память, как Пошехонский сыр – одни дырки!» – жалуется Мария Кириенко, мама семилетней дочери, в очередной раз «уличенной» в забывчивости. Подаренные на первое сентября новые кроссовки она оставила или в школьном гардеробе, или где-то в раздевалке спортзала. Разумеется, модная обувь не могла не найти нового владельца.

Казалось бы, не стоит делать из мухи слона: даже взрослые нередко теряют недешевые вещи. Однако мама не перестает сокрушаться – забывчивая первоклассница отличается стабильностью в утратах.

По меньшей мере раз в неделю из ее личных вещей пропадает какой-либо предмет, который зачастую больше не возвращается к своей хозяйке, несмотря на все усилия родителей, его разыскивающих.

Норма или трагедия?

О том, что дочь Марии вовсе не исключение из правил, свидетельствуют многочисленные жалобы родителей, оставляемые в интернете на форумах и в чатах.

Так, Людмила из Нижнего Новгорода делится своими переживаниями: ее одиннадцатилетний сын продолжает все время что-то терять, и, к большому сожалению, ситуация становится только хуже.

«Недавно мы решили перевести ребенка в гимназию, – пишет она, – надеялись, что он станет более дисциплинированным. Однако его рассеянность и невнимательность никуда не исчезли – наоборот! Масштабы потерь стали едва ли не колоссальными.

За одну неделю он может оставить где-то и уже не найти спортивную форму, кошелек, папку с тетрадями и даже школьный дневник. Мы делали ему внушения, пытались напоминать проверять свои вещи – бесполезно. Он теряет все, всегда и везде».

«Не все так плохо! – спешит успокоить встревоженных родителей Андрей Александров, детский психолог с многолетним опытом работы. – Забывчивость и рассеянность у детей имеют такие же причины, как и у взрослых. Они являются индивидуальными характеристиками, такими, как, например, рост и комплекция, и бывают присущими человеку на протяжении всей его жизни».

Детский интерес – источник проблем

Тем не менее, именно в первые десять лет жизни ребенка психологи советуют родителям вести активную «борьбу» с его невнимательностью и небрежным отношением к личным вещам.

У детей детсадовского возраста еще нет понимания того, что предметы, оставленные ими в каком-то месте, могут попросту исчезнуть и больше никогда к ним не вернуться. «Чем младше ребенок, – говорит Александров, – тем быстрее он переключает свое внимание с одного на другое.

При этом вещи, представляющиеся ему маловажными, часто проходят в сознании в фоновом режиме. Ребенок делает акцент только на том, что представляется ему наиболее интересным».

О справедливости высказывания специалиста можно судить по давно доказанному факту: дети отвлекаются от какого-либо дела гораздо легче и быстрей, чем взрослые. Они открыты для всего нового и любопытного. Их предпочтения порой меняются чуть ли не ежеминутно.

Что не любим – не храним!

Врачи, собрав и изучив статистические сведения, выяснили: дети чаще всего забывают и теряют предметы, ассоциирующиеся у них с нелюбимыми занятиями: например, с надевшими уроками физкультуры или посещением с вечными рыданиями и капризами музыкальной школы. Андрей Александров поясняет: «Люди всегда стараются избавиться от вещей, связанными с неприятными моментами и событиями в их жизни. Дети поступают точно так же, случайно «избавляясь» от циркуля или кроссовок, однако делают это бессознательно».

Кто ищет, тот найдет

Как бы то ни было, на детскую рассеянность нельзя не обращать внимания. Но наказания в данном случае никогда не возымеют должного действия! «Карательные меры еще ни одного человека не сделали хорошим гражданином», – улыбается Александров.

Родителям следует, прежде всего, спокойно поговорить с ребенком, объяснить ему все возможные последствия его забывчивости, постараться донести, что он уже несет полную ответственность за свои личные вещи и действия с ними.

Так, например, если школьник забывает в учебном заведении учебник или спортивную форму, он должен сам искать их, обращаться к учителям, одноклассникам, завхозу, уборщицам.

Опыт показывает, что такой самостоятельный поиск, связанным с большими усилиями, во многих случаях бывает самым лучшим «лекарством» от рассеянности. В следующий раз ребенок, помня о предпринятых им мерах по возврату вещи, будет уже делать все, чтобы ее снова не потерять.

Важно, чтобы и родители подавали школьнику хороший пример, потому что дети учатся в основном путем подражания старшим. Поэтому мамы и папы должны обязательно задать сами себе определенные вопросы и честно на них ответить.

Что преобладает в моем доме: порядок или хаос? Лежит ли каждая вещь на своем месте? Я всегда слежу за чистотой в комнате? Кроме того, следует объяснить ребенку, что все материальные вещи имеют определенную ценность, и замена потери аналогичным предметом не является само собой разумеющимся действием, даже если пропажа была не слишком большой по стоимости.

Противодействие рассеянности

Для того чтобы будущий первоклассник был уже приучен к ответственности и порядку, родителям следует заранее вносить определенные коррективы в его воспитание.

Полезным, к примеру, может оказаться составляемый всей семьей список дел на каждый день, который послужит хорошим подспорьем и для самих взрослых.

У школьника нелишним будет небольшой вечерний «ритуал», заключающийся в последовательном сборе портфеля: в основное отделение кладутся учебники, в маленькое – тетради, в клапан – сменная обувь, в боковой карман – деньги на перекус в столовой и т.д.

Такое несколько рутинное мероприятие психологи считают очень действенным: дети приучаются соблюдать порядок в своих вещах. Кроме того, перед выходом из дома ребенок должен сам проверить, застегнуты ли молнии на ранце и карманы на брюках и куртке. Таким образом, мелкие предметы не выпадут случайно и останутся при маленьком хозяине.

Если потери все же имеют место быть, родителям следует позаботиться о том, чтобы вещи, особенно дорогостоящие, по возможности возвращали владельцу.

Детям младшего возраста можно пришить на одежду бирки с именами и указанием класса, на MP3-плееры и другие электронные устройства наклеить специальные магнитики с номером домашнего телефона.

Если ребенок пользуется мобильным, сотовая компания без всяких проблем подключит услугу, позволяющую мамам и папам узнавать местоположение аппарата.

Забывчивость: перезагрузка

Подводя итоги, детский психолог Андрей Александров рекомендует родителям, переживающим из-за рассеянности своего ребенка, спокойно и без скандалов реагировать на потерянные вещи: «На самом деле, забывчивость можно назвать не то что плохой особенностью, но даже полезной! С течением времени все дети учатся различать важные и неважные вещи, просто сначала их приоритеты несколько другие, чем у взрослых. Если бы мы держали в памяти абсолютно все, то есть центральная нервная система работала бы «без фильтра», на износ, она бы очень быстро не выдержала такой нагрузки. И это была бы катастрофа».

Источник: https://www.km.ru/stil/2013/09/24/deti/721321-zabyto-poteryano-chto-delat-s-detskoi-rasseyannostyu

Если ребенок все забывает

Что делать если ребенок все забывает

Ситуацией, когда ребенок постоянно что-то где-то забывает, сегодня никого не удивишь. Такие дети есть в каждом классе, и именно благодаря им школьные «столы забытых вещей» к концу учебного года превращаются в гигантские «горы забытых вещей». Почему так происходит и можно ли с этим бороться? 

Специалисты отмечают, что проблемы с концентрацией внимания – это настоящий бич современного общества: люди всех возрастов жалуются на быструю утомляемость и неспособность сосредоточиться на важной задаче.

Дети не жалуются, они просто забывают дома тетрадки, а в школе – кроссовки и даже ранцы. Часто они не помнят поручений и просьб, а на параграфы с пройденным материалом смотрят, как на впервые увиденные.

И – что больше всего удручает родителей – с возрастом ситуация не меняется: становясь старше, дети забывают выключать утюги и плиты, теряют ключи и телефоны. 

Конечно, если забывчивость у ребенка проявляется регулярно, необходимо посоветоваться со специалистом, прежде всего – с врачом-неврологом. Возможно, он заподозрит у юного пациента признаки СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). Внимание: этот диагноз может поставить только врач!

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство загадочное. Что это такое – болезнь или просто набор отличительных черт человека, не объединенных одной причиной, специалисты в области психиатрии до конца не определились. В одном они, впрочем, единодушны: диагноз СДВГ ставится только в том случае, если его симптомы значительно осложняют жизнь человека.

Обратиться к специалисту имеет смысл, если у ребенка наблюдается несколько из следующих признаков:

1. Он не способен себя организовать. 2. Он не способен поддерживать внимание в процессе занятий или игровой деятельности, следовать инструкциям. 3. Он часто совершает ошибки по невнимательности. 4. Он часто избегает заданий, требующих постоянных умственных усилий. 5. Он часто теряет вещи. 6. Он слушает, но как будто ничего не слышит.

7. Он часто отвлекается на внешние раздражители, не может сосредоточиться на одном занятии.

Принято выделять несколько разновидностей СДВГ:

– дефицит внимания на фоне гиперактивности; – СДВГ с уклоном в гиперактивность (когда дефицит внимания менее выражен, чем чрезмерная импульсивность);

– СДВГ с акцентом на дефицит внимания (когда сложности с концентрацией не связаны с гиперактивностью).

Далеко не всегда забывчивость объясняется СДВГ, часто для нее есть и намного более прозаичные причины. Например, рассеянность вполне может быть следствием психофизической перегрузки детского организма. Так бывает, когда загруженность ребенка различными занятиями превышает его возможности – и мозг, образно говоря, защищает себя от «перегрева».

Еще одной причиной вытеснения информации могут быть детские тревоги и страхи. Ну и самая простая причина – забывчивость может быть связана с элементарным отсутствием заинтересованности к тому или иному предмету.

К сожалению, часто в этом присутствует вина родителей, привыкших обо всем напоминать по десятку раз (зачем что-то держать в голове, если мама все равно напомнит?) и читать детям скучные нотации о пользе знаний.

Если ребенку поставлен диагноз СДВГ, лечение, естественно, назначает врач. Но как при наличии диагноза, так и при забывчивости любого другого происхождения, «семейные» пути к выходу из проблемы будут идентичными.

Распорядок дня. Чтобы помочь ребенку научиться самому себя организовывать, необходимо установить для него четкий распорядок дня. Здесь пригодятся различные таймеры, to-do-листы и прочие дисциплинирующие приспособления. Не обойтись и без таких облегчающих жизнь «ритуалов» как обязательная подготовка одежды с вечера, сбор портфеля и так далее.

Порядок во всем. В комнате у ребенка должен быть порядок. Пусть предметов, отвлекающих внимание, будет меньше, и все лежит на своих местах.

Повышаем самооценку. Очень важно, чтобы ребенок верил в себя. Ни в коем случае нельзя кричать на него, когда он чего-то не помнит, и внушать, что у него есть какие-то отклонения.

Проверяем себя. Необходимо ненавязчиво, но последовательно приучать ребенка к тому, чтобы он проверял свою работу и другие действия.

Тренируем внимание и память. Для этого существуют специальные игры и упражнения, для каждого возраста и вида памяти они свои. Решение кроссвордов и заучивание стихов наизусть – тоже неплохо для тренировки долговременной памяти.

Больше самостоятельности. Иногда помощь психологов нужна родителям, не способным доверить собственным детям хоть немного самостоятельности.

Ребенок никогда не научится самоорганизации, а значит, будет всю жизнь что-то забывать, если он не привыкнет отвечать за то, что лежит в его ранце и написано в его тетради.

Растущий человек должен постепенно привыкать к тому, что за свои действия (или бездействие) он несет ответственность, что забыть – это подвести кого-то или самого себя.

Источник: https://deti.mail.ru/article/esli-rebenok-vse-zabyvaet/

Ребенок все забывает: что делать? Психолог знает!

Что делать если ребенок все забывает

Ребенок постоянно все забывает. Что ни попросишь – агакнет, но не сделает. “Забыл, не успел, не слышал” – знакомые отговорки? И как поступаете вы – раздражаетесь и ругаете свое чадо или пытаетесь понять и изменить ситуацию?  И что вообще делать, когда ребенок все забывает?

Кто из родителей не задумывался над подобной проблемой? Может быть только тот, кто родил супер–ребенка с головой–компьютером с памятью в несколько терабайт. Вот они могут не напрягаться и не рыть интернет вдоль и поперек в поисках правильных методик и решений. А мы поговорим о том, что нарыли–накопали, прожили и наработали опытным путем.

Полное погружение

Часто ребенок полностью погружается в сиюминутное занятие: игру, общение, мультики. Уходит туда с головой, забывая обо всем на свете. Эта увлеченность мешает ему  вспомнить, что нужно было сделать еще утром и что он обещал маме и папе.

Если вы замечали такое за своим малышом, то проблемы с памятью тут ни при чем.

Это обычное неумение правильно планировать, расставлять приоритеты и все успевать. Решение лежит на поверхности – научите ребенка составлять распорядок дня, по пунктам прописывать важные дела, ставить «напоминалку» на телефон или планшет.

Тренировка памяти: включаем воображение

Придумайте для ребенка вспомогательную игру: попросите нарисовать в своем воображении «комод памятных дел» с двумя рядами выдвижных ящичков. Пусть он каждую задачу, которую необходимо выполнить сегодня, мысленно положит в один из ящичков. Тот должен открыться в назначенный час и дать о себе знать. Попробуйте, у некоторых срабатывает!

Или попросите ребенка представить какой-нибудь красочный персонаж из мультфильма, например, симпатичный живой будильник, который будет выскакивать в мысленно запрограммированное время и звонить, напоминая, что пора сделать то, о чем мы договаривались. Учите фантазировать малыша, пока мозг его гибок – он на многое способен!

Тренировка концентрации внимания

Для развития внимательности поможет ежедневное прохождение от 5 до 10 тестов, таких как: отметь 10 отличий между парой картинок, найди енота среди котов и т.п. Их масса сейчас в интернете, легко подобрать и по возрасту, и по сложности.

Не обязательно каждый раз искать концептуально новый тест, можно использовать того же типа, но со сменой персонажей. Ведь всем известно,  что «повторение – мать учения»!

Чтение книг

Самое простое и эффективное упражнение для развития памяти у вашего ребенка – чтение хороших книг и пересказ их содержания. Но это не та масса пустого чтива, которая стаями роится сейчас на магазинных прилавках.

Берите произведения известных авторов, классиков — важен грамотный слог, правильные предложения, красочные персонажи.

Вам не надо искать подходящую литературу, опытные педагоги уже все подобрали и рассортировали по возрасту.

В школьной программе есть список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных для развития вашего ребенка.  Также вас с удовольствием проконсультируют в городской библиотеке.

Читая классику, малыш развивает свое воображение, образно представляя героев и происходящие события. Прорисовываются все мелочи, идет детализация процесса.

Не менее важно после этого дать возможность ребенку пересказать то, что он прочитал. Спросите его, о чем была эта глава? Что нового произошло сегодня в жизни героев? Порадовало это или огорчило вашего карапуза? Пусть он вспомнит и расскажет.

Сначала ему может быть сложно, но со временем малыш втянется в процесс. Это помогает не только в тренировке памяти, но и в развитии ораторских навыков и аналитических способностей. Попробуйте, это работает!

Совместное чтение вслух и по ролям

Читайте книги вместе с ребенком — одну главу он, другую вы. Это очень хороший прием для тренировки памяти, так как помимо зрительного включается еще и слуховой канал . Мозг начинает работать в двойном режиме.

У меня есть знакомая, которая так пристрастила читать своего сына–подростка и его друзей. По программе проходили роман «Война и Мир», а ребята за общением и игрой на гитарах проводили очень много времени. Тогда Елена Александровна в перерывах на чай решила просто почитать им вслух, чтобы хоть что-то отложилось в памяти к завтрашнему уроку.

И так, главу за главой, сменяя друг друга, они осваивали школьную программу по литературе. Как известно, «аппетит приходит во время еды», и вот на каком-то этапе эти чтения вслух в тесном кругу друзей стали их традицией.

Пробуйте, экспериментируйте, подходите к процессу обучения творчески.

Вы обязательно найдете свой стиль, и ваш ребенок начнет получать от него удовольствие.

Переписываем тексты правильно

Еще один из вариантов тренировки внимания – вдумчивое переписывание небольших рассказов. Тут главное делать все правильно, осознанно, а не абы как.

  • Во-первых, важна регулярность. Планируйте не более 1 листа интересного текста на каждый день.
  • Во-вторых, процесс необходимо разбить на части: сначала ребенок читает вслух первый абзац и только потом начинает переписывать его, проговаривая каждое слово или фразу. Что это дает? При таком подходе процесс идет обдуманно с полным погружением в текст. Ребенок запоминает и смысл, и правильность написания слов.

И так постепенно, абзац за абзацем, по одному небольшому рассказу в день. Такое переписывание текстов тренирует мелкую моторику ребенка, повышает его грамотность и благотворно влияет на память.

Важно привести все в систему, не бросить на полпути начатое, не сдаться лени. Начинайте с половины странички, а с появлением навыка увеличивайте объем текста и доведите его до оптимально удобного для вас и вашего ребенка. Побочный эффект такого занятия — хорошие оценки по русскому и литературе в школе.

Учите с ребенком стихи

Вспомните свое детство, как с вами занимались родители. Рекомендации педагогов с тех пор мало чем изменились. Учите с ребенком стихи. Можно начинать с раннего возраста,  с 3–5 лет. Подбирайте сначала небольшие произведения с понятным для малыша сюжетом. Хорошо подойдут для этого стихи Агнии Барто.

Начните с одного–двух четверостиший в день и раз в неделю увеличивайте их количество. При этом обязательно повторяйте ранее выученные строки перед тем, как идти дальше.

Любое надвигающееся на вас событие или праздник ( лето, осень, зима, весна, 8 марта, Новый год или 9 мая) встречайте партией из 5–6 выученных стихотворений.

Настольные игры

Научите ребенка играть сначала в шашки, затем в нарды и в шахматы. Устраивайте несколько раз в неделю сеансы из 3–6 партий. Такие занятия развивают не только комбинаторное и аналитическое мышление, но и память. А может ваш детеныш станет великим шахматистом, кто знает?..

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cf5aa2509c48a00b1ace321/5d07a90c778de80db6097923

Доктор Новиков
Добавить комментарий