Профессиональная память врача

Характеристика памяти как познавательного психического процесса. Основные виды памяти. Характеристика основных процессов памяти. Память в профессиональной деятельности врача

Профессиональная память врача

Определение и общая характеристика памяти.

Под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Говоря об объеме памяти, в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации.

Быстрота воспроизведения, характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.

Точность воспроизведения. Эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

Длительность, она отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти — готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.

ПРОЦЕССЫ

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели.

особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание.

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания.

Следовательно, запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, поскольку оказывается в зависимости от деятельности, в ходе которой оно совершается.

Запоминается, как и осознается, прежде всего то, что составляет цель нашего действия. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.

Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала.

В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.

Однако практически оба вида запоминания — механическое и осмысленное — тесно переплетаются друг с другом.

При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов — всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения. Повторение — важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками.

В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении.

Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом.

Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»), получили в психологии широкое распространение. Принципы эти таковы:

1. Ассоциация по смежности.

2. Ассоциация по сходству.

3. Ассоциация по контрасту.

Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий психолог Г.

Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы «чистой» памяти, Другой вывод состоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах («эффект края»). Одним из самых важных достижений Г.

Эббингауза было открытие закона забывания. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20 % от общего числа первоначально выученных слогов.

Рисунок 7.1 Процессы запоминания

Сохранение

Всю информацию, которая была воспринята, мы не только запоминаем, но и сохраняем определенное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Например, установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной.

При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_224942_harakteristika-pamyati-kak-poznavatelnogo-psihicheskogo-protsessa-osnovnie-vidi-pamyati-harakteristika-osnovnih-protsessov-pamyati-pamyat-v-professionalnoy-deyatelnosti-vracha.html

Тренировка и развитие памяти

Профессиональная память врача

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической.

Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств.

В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи.

Память не только природный дар, но и результат целенаправленного формирования, поэтому надо учитывать такие факторы:

§ Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

§ При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец (“эффект края”).

§ Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

§ Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например, в течение нескольких часов или дней.

§ Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

§ С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

§ То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

§ Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

§ Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием

§ Память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

§ Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстана­вливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние (закон регрессии)

§ Незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные (эффект Зейганик). Незавершенные задания в 3 раза чаще называются в первую очередь, чем завершенные. Количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое выше количества запомнившихся завершенных.

Но он наблюдается не всегда. Оказалось, что при очень сильной заинтересованности лучше запоминались завершенные задачи, а при слабой мотивации – прерванные.

При адекватной самооценке эффект незавершенного действия соблюдался, а при повышенной или пониженной самооценке – нет.

§ Когда мы вспоминаем длинный список, то слова в конце списка вспоминаются с большей легкостью, чем слова из середины списка (эффект новизны). В социальной психологии термин используется для описания того факта, что впечатление одного человека о другом человеке обычно бывает окрашено наиболее свежей информацией о нем.

Таким образом, условиями успешного запоминания являются:

– многократное и систематическое повторение;

– разделение материала на части и выделение в нём смысловых единиц;

– понимание.

Однако следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта.

Память в работе врача

Важным профессиональным качеством врача являются мнемические способности. Доказано, что врачи обнаруживают большой объем памяти. При этом особенно востребованной во врачебной деятельности является оперативная память. Так, Б. А.

Ясько пишет: «Развитая оперативная память, её большой объем, быстрота и точность воспроизведения, помехоустойчивость являются основными характеристиками оперативной памяти и значимыми условиями успешности профессиональной деятельности врача».

* Работая с пациентом, врач должен постоянно учитывать активный характер процессов хранения и переработки информации; Например, вытеснение – один из видов психологической защиты, представляющий собой процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая, однако, оказывать влияние на человека и переживаются им в форме тревоги, страха и т.п..

* Необходимо учитывать законы памяти при сборе анамнеза; Например, закон Рибо (Ribot Th.

, 1881) – память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавлива­ются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние. *

*Учитывать законы психологии при закреплении в памяти клиентов врачебных рекомендаций и предписаний. Пример, законы Эббингауза.

Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно.

Между точностью воспроизведенных событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

* Большое значение исследования памяти имеют при многих соматических заболеваниях, особенно с длительным хроническим течением, сопровождающимся астенией.

* Психология памяти – важнейшая основа для процессов обучения как непроизвольного, так специально организованного. Существенная часть пропаганды здоровья строится на обучении навыкам здорового образа жизни и переделке навыков деструктивного поведения (в том числе и разрушение деструктивных фантазий).

* Работа с воображением с недавних пор получила широкое распространение как в клинике соматических заболеваний, так и в психотерапии, психиатрии. Вот что пишут американские исследователи: из всего изученного «…

мы заключили, насколько важно подробно исследовать содержание визуализаций (зрительных, а точнее, образных, часто метафорических – представлений пациента о характере происходящих в нем болезненных процессов), чтобы увидеть, как они передают установки пациента.

С тех пор мы стали уделять серьезное внимание тому, чтобы определять, не склонен ли тот или иной больной «припорашивать снежком», то есть прятать свои отрицательные чувства или каким-либо другим способом мешать лечению».

7.2. Материал для самоподготовки

Вопросы:

1.Дайте определение памяти.

2.Назовите основные функции памяти.

3.Назовите основные характеристики памяти.

4 Какие виды памяти существуют у дочеловеческих организмов?

3. Назовите известные Вам подходы к изучению механизмов памяти.

4. В соответствии с какими критериями выделяются различные виды памяти?

5. Что такое эйдейтическая память?

6. Назовите известные Вам виды памяти.

7. Что такое время консолидации следов?

8. Какую функцию выполняет кратковременная память?

9. Возможно ли хорошее функционирование долговременной памяти без памяти кратковременной?

10. Что собой представляет оперативная память? В чём заключается её функция?

11. В чём отличие между механической и смысловой памятью?

12. Назовите известные Вам процессы памяти.

13. Перечислите характеристики памяти.

14. Назовите условия успешного запоминания.

15. Какие процессы влияют на эффективность запоминания?

16. Дайте характеристику нарушений памяти человека.

Тесты:

1. Способность к воспроизведению прошлого опыта и выражающиеся способностью длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения:

а) память

б) мышление

в) внимание

г) самосознание

2. К видам памяти относятся:

а) преактивная и ретроактивная

б) распределенная и устойчивая

в) произвольная и непроизвольная

г) все варианты верны

3. Зрительная память относится к следующему типу:

а) механическая память

б) образная память

в) логическая память

г) кратковременная память

Источник: https://cyberpedia.su/9x168a2.html

Как улучшить память: 9 советов

Профессиональная память врача

Память иногда подводит: мы не можем вспомнить, куда положили ключи, забываем о встречах и днях рождения друзей. При этом не важно, сколько нам лет. Нарушения памяти — самая частая причина, которая приводит взрослых людей на консультации к неврологам.

Иногда проблемы с памятью говорят о начале опасных заболеваний: например, болезни Альцгеймера или депрессии. Но чаще ухудшение памяти — временная проблема. Стоит изменить образ жизни, и память возвращается в норму.

Почему страдает память

Проблемы с памятью на обязательно связаны с болезнью. И тем не менее: если вам кажется, что память стала подводить намного чаще, чем пару лет назад, стоит записаться на прием к неврологу.

Причины проблем с памятью:

  • стресс и переутомление на работе;
  • вредные привычки (особенно мешают курение или употребление алкоголя);
  • несбалансированное питание;
  • побочное действие медикаментов.

Уменьшайте стресс на работе и дома. Убедитесь, что у вас нет депрессии

Гнев и тревога вызывают сильный стресс, а стресс снижает активность мозга. Но самое угнетающее воздействие на мозг оказывает депрессия.

Во время депрессии повышается уровень кортизола в крови и, соответственно, в мозге. Избыток кортизола негативно влияет на гиппокамп, отвечающий за кратковременную память. Именно поэтому нарушения памяти — повод пойти к специалисту и исключить депрессию.

Выполняйте упражнения и больше двигайтесь

Физическая нагрузка благотворно влияет и на тело, и на мозг. Тренировки улучшают кровоснабжение, и к клеткам мозга быстрее поступают питательные вещества и кислород.

Если вам некогда ходить в спортзал, прогулка поможет держать тело и ум в тонусе. Хороший вариант — плавание, танцы или йога. Недавние исследования показали, что йога позитивно влияет на внимание, скорость мышления и память.

Записывайте все, что хотите запомнить

Когда вы записываете то, что хотите сохранить в памяти, насыщенная кислородом кровь приливает к областям мозга, которые отвечают за запоминание. Для укрепления памяти полезно вести дневник, отправлять самому себе сообщения или писать в блог.

Слушайте музыку

Недавние исследования показали, что музыка, которую вы слушали во время обучения, помогает запоминать информацию. Если вы заучивали новый материал под конкретную песню или трек-лист, достаточно мысленно «проиграть» композицию, чтобы вспомнить выученное. Песни и музыка работают как ключ к конкретным воспоминаниям.

Высыпайтесь по ночам. Спите днем. Медитируйте

Улучшить память помогает 7-8 часовой ночной сон. Во сне укрепляются нейронные связи в мозге, а лишние нейронные связи удаляются. Так формируется наша память. Короткий дневной сон, особенно после обучения, помогает закрепить материал и «зарядить» мозг энергией.

Укрепить память поможет всего одна короткая медитация в день. Чтобы запоминать новое, нужно уметь концентрировать внимание — именно этот навык помогает развить медитация. Когда вы медитируете, тело расслаблено, и мышечные зажимы не мешают кровообращению. Благодаря этому кровь активно питает мозг.

Питайтесь с пользой для мозга

Наш мозг на 50-60% состоят из жира: из него сделаны липидные оболочки нейронов, изолирующие миллиарды наших нервных клеток. Чем лучше изолирована клетка, тем лучше она проводит электрический сигнал, и тем быстрее вы думаете.

Именно поэтому родителям советуют поить детей цельным, а не обезжиренным молоком. Нельзя сажать малышей на диеты: жиры необходимы для формирования и корректной работы мозга.

Ограничение в жирах может повредить и взрослому мозгу. Продукты, которые содержат сбалансированную смесь жиров, исключительно важны для долговременной памяти. Такими продуктами считают рыбу (особенно анчоусы, макрель и дикий лосось) и темные листовые овощи.

Еще один продукт, полезный для памяти яйца.

Яйца содержат:

  • витамины группы B, которые помогают нейронам усваивать глюкозу;
  • антиоксиданты, защищающие клетки от разрушения;
  • жирные кислоты омега-3, которые обеспечивают оптимальную проводимость нервных клеток.

Визуализируйте информацию

Чтобы лучше запоминать, полезно применить прием под названием «визуализация». Картинки становятся «якорем» для вашей памяти: достаточно представить иллюстрацию, чтобы вспомнить сам материал.

Фотографируйте то, что хотите запомнить. Рисуйте графики, таблицы, иллюстрации к материалу, который вы изучаете.

Делитесь знаниями. Учите других. Общайтесь с окружающими

Простое чтение вслух уже помогает запомнить материал лучше. А обучение других людей тому, что вы знаете или умеете, помогает глубже понять и крепче запомнить важную для вас информацию. Особенно хорошо этот прием работает с новыми темами. Сходили на интересную конференцию — поделитесь с друзьями или коллегами.

Помните, что общение само по себе — интересная и сложная задачка для мозга. Общайтесь с другими людьми, если хотите тренировать мозг.

Тренируйте мозг. Решайте кроссворды, читайте и играйте в настольные игры

Исследования показали, что даже простейшие игры — отличная «зарядка для ума».

Кроссворды, чтение и настольные игры сохраняют ваши когнитивные способности и работают как профилактика ранних проблем с памятью. Особенно хорошо подобная интеллектуальная нагрузка защищает от деменции.

Источник: https://blog.mednote.life/articles/lifestyle/kak-uluchshit-pamyat-9-sovetov

Память и способы ее развития у специалистов

Профессиональная память врача

Николай Французов, нейропсихолог и научный сотрудник «Викиум», специально для Нетологии рассказал о проблемах памяти и способах ее развития у людей разных профессий: дизайнеров, маркетологов, аналитиков.

Известно, что временные нейронные связи, которые образуются в коре головного мозга, могут сохраняться многими годами и десятилетиями. В случае их подкрепления время от времени или возобновления, данные связи сохраняются навсегда.

Программа обучения: «Big Data: основы работы с большими массивами данных»

Человек находится под влиянием различных вредных факторов, оказывающих негативное воздействие. Это приводит к снижению мыслительной и творческой активности, особенно в профессиональных видах деятельности. Сначала снижаются функции памяти.

Труднее становится вспоминать значимую информацию, запоминать большие объемы нового материала, повторно воспроизводить, то, что уже знаешь, и оперировать доступными нам знаниями. Все заканчивается отсутствием гибкости мышления и креативности.

Немного о строении памяти

Простейший тест на память: закрыть глаза и рассказать, что где стоит в комнате. Или рассказать стихотворение.

Все это разные случаи воспроизведения той или иной информации, восстановления, обнаружения ранее образованных временных нейронных связей.

В осуществлении работы памяти задействованы множественные структуры головного мозга, которые имеют строгую организацию и закономерности.

В процессах кратковременного запоминания или памяти на текущие события, активности сознания и внимания участвуют подкорковые структуры (базальные отделы, продолговатый мозг и ствол).

А в процессах зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной памяти принимают участия корковые отделы обоих полушарий мозга. Это обширная затылочная и нижнетеменная область, височная и часть лобных отделов.

Не менее важными являются медиобазальные и префронтальные отделы лба, которые отвечают за регуляцию психической деятельности и контроль над ее протеканием.

Именно они ответственны за сознательную организацию памяти, ее смыслообразующую составляющую, словесно-логическую форму и произвольность.

Пересечение височных, нижне-теменных и затылочных областей (зона ТРО) ответственны за пространственную организацию мнестических следов, созданию связующих зрительных образов и представлений, созданию семантических понятий (долговременная память).

Во время преднамеренного запоминания, начало работы происходит в лобных отделах, после организации мнестических следов в зоне ТРО (здесь происходит формирование множественных нейронных связей) и далее в процессах воспроизведения снова участвуют лобные отделы. Так происходит горизонтальная организация на физиологическом уровне. Нужно учитывать и вертикальную организацию: участие подкорковых структур в связях с корой больших полушарий.

Борьба с забыванием

Далеко не все из того, что мы однажды запомнили (намеренно или нет), навсегда сохраняется в нашей памяти. Мы многое забываем, из-за чего зачастую становимся не успешны, особенно в своей профессии.

Забывание — это длительный процесс, который развивается постепенно.

И для успешной борьбы с ним необходимо принять во внимание следующие положения:

  • Основное средство борьбы — это повторение изучаемого материала. Всякое знание, которое не подкрепляется повторениями, постепенно забывается.
  • Повторять выученное нужно не тогда, когда оно уже забыто, а в момент, пока забывание еще не началось.
  • При переходе от заучивания материала к заучиванию другого, нужно всегда делать небольшой перерыв (5–10 минут), давая себе в это время полных отдых от всякой умственной работы.
  • Необходима системность, нужно организовывать свои занятия так, чтобы запоминаемые материалы были по менее сходным предметам. Необходимо разграничение, чтобы не происходило наложение одинаковых тем друг на друга, чтобы не возникли трудности в припоминании конкретных образов.
  • Особенно важный для вас, ответственный и трудный материал полезно возобновлять в памяти непосредственно перед сном: именно сон дает самые благоприятные условия для закрепления результатов запоминания.

Воспитание памяти для специалистов своего дела

Каждый человек хотел бы иметь лучшую память. Это вполне естественное желание, но для его осуществления необходимо отдавать себе ясный отчет в том, что такое хорошая память.

Наличие исключительно сильной способности к механическому заучиванию еще не является само по себе очень ценным свойством.

Психологический анализ показывает, что в биографиях многих выдающихся людей отмечается их замечательная память, и все дело не в способностях механического запоминания, а в исключительном развитии смыслового запоминания. Чем же определяется его развитие?

Тем, на что направлена психическая жизнь человека, каковы ее интересы. Смысловое запоминание характеризуется тем, что человек запоминает существенную и нужную для него информацию, то, что ему интересно. Чем шире, разнообразнее и содержательнее интересы человека, тем богаче и содержательнее будут «запасы» его памяти. Память человека зависит от того, чем он интересуется.

Развитие памяти напрямую зависит от умственного развития человека. Тот, кто имеет большие и разносторонние знания, легко найдет много смысловых связей для нового материала, который ему необходимо запомнить. Чем больше у человека знаний, тем лучше становится его память в соответствующих областях.

Системность, организованность в запоминании является важнейшим условием в развитии памяти. Необходимо стремиться к системе знаний, а не к простому накоплению фактов.

Существует ряд способов, которые могут являться методами ежедневных тренировок, позволяющих укрепить и развить работу памяти. Большинство из них применимы в повседневной жизни и отвечают проблематике запросов различных специалистов.

Для дизайнеров и разработчиков полезным будет развитие наглядных образов и представлений, которые организуют функцию памяти. Для этого можно выполнить легкое упражнение. Исключите из пользования на время одно или несколько познавательных чувств. Попробуйте есть с завязанными глазами, примите душ с закрытыми глазами или заткните уши во время выполнения обычных дел.

Подобное исключение будет способствовать не только развитию остальных познавательных функций и закреплению уже созданных рабочих нейронных связей, но и формированию образности происходящего. Построению логики между данными образами — это благоприятно скажется на развитии наглядно-образного мышления.

Отличным методом будет равное развитие функций обеих рук.

То есть, используйте свою не ведущую руку в различных видах деятельности. Например: почистить зубы с утра, причесаться или использовать компьютерную мышку. Попробуйте написать небольшой текст обеими руками одновременно или поменяйте местами нож и вилку во время приема пищи. Данный метод способствует развитию нейронных связей в новых областях и активации головного мозга.

Как уверяет Гэри Сполл: «шоппинг является прекрасной тренировкой для памяти», ходя по магазинам, человек взаимодействует с новыми людьми, обращает внимание на их лица, постоянно активизирует функцию внимания, рассчитывает цены. Выполняет все те действия, которые заставляют работать различные области мозга, и при этом они следуют друг за другом.

Для аналитиков и маркетологов, будет полезна способность системного мышления и системной организации своей памяти. Для этого необходимо тренировать наблюдательность.

К примеру, в течение всего дня обращайте внимание только на зеленый цвет или на автомобиль определенной модели из общего потока, придумайте какую-либо тему и сосредоточьтесь на ней.

Тем самым вы разовьете определенные свойства функции внимания и памяти: концентрация, избирательность, распределение, переключение, кратковременное запоминание.

Как можно больше читайте и записывайте.

После того как прочли или выучили что-то, попробуйте это записать хотя бы раз. Один раз записать — это как дважды прочесть и все организовать в своей голове.

Делайте предполагаемый для заучивания материал в доступном и удобном именно для вас формате. Если вам легче запоминать с помощью зрительной памяти, то организуйте нужный материал в графической форме.

Важна системная организация всей той информации, которую вы стараетесь запомнить. Записывайте необходимые факты и устанавливайте между ними смысловые связи, запомнив которые вы будете видеть всю картину целиком.

Читать еще: «12 максимально практических книг по маркетингу»

Помимо представленных методов по развитию и укреплению функции памяти существуют программы развития на когнитивных играх-тренажерах.

Они представляют собой научно обоснованное сочетание определенных развивающих задач, представленных в игровой форме, выстроенных в логической последовательности с учетом нейропсихологических закономерностей, повышения уровня сложности и индивидуальных особенностей пользователей.

Примеры заданий с онлайн-сервиса «Викиум»

Вывод

В нашей жизни постоянно что-то происходит, мы часто спешим и должны все успеть, при этом ничего не забыть.

В подобных условиях у нас возникают трудности в сосредоточении своего внимания и процессах запоминания, но еще большие трудности возникают в процессах обучения эффективным способам запоминания.

Поэтому рекомендуем вам воспользоваться предложенными способами и советами, как развить память.  

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Источник: https://netology.ru/blog/pamyat-u-specialistov

Профессиональная память и методика ее развития

Профессиональная память врача

Во многих профессиях важно вовремя находить в памяти нужную информацию и оперировать ею. От этого иногда может зависеть не только качество, скорость и эффективность работы, но и куда более важные вещи — такие как жизнь, здоровье и безопасность людей.

Известно, что большинство несчастных случаев, нелепых происшествий и упущений случается из-за банальных ошибок. Можно выделить три главные причины таких ошибок – невнимательность, лень и плохо развитая профессиональная память.

Профессиональная память – это раздел мышления, отвечающий за оперирование специализированной информацией, необходимой для какой-либо определенной деятельности. Это может касаться не только работы, но и хобби. Например, футбольные болельщики помнят результаты всех матчей, а рыбаки могут часами рассказывать о разновидностях крючков и наживок.

Недооценка памяти в профессиональной деятельности может привести к пагубным последствиям для карьеры.

Вспомните, как восхищается начальство и завидуют коллеги тем, кто помнит всю важную информацию по своему вопросу. Воспользоваться документами не всегда есть возможность, а Фортуна – дама капризная.

Блеснули вовремя знаниями – и вот вы уже в новом скрипучем кресле. Застыли с открытым ртом – и уже в нем кто-то другой.

Для каждой профессии имеется ряд характеристик памяти, которые нужно развивать, чтобы она становилась гибкой и увеличивался объем запоминаемой информации.

Так, для полицейских важна зрительная память (чтобы зафиксировать номерной знак на машине или описать мельком увиденного человека), у парфюмеров развита обонятельная память, у дегустаторов – вкусовая. Юристу важно помнить целые своды законов, преподавателю – изучаемый материал, продавцу – ассортимент товаров.

Да, информация разная и к ней нужен особый подход. Но есть ряд универсальных принципов и методов, помогающих ускорить развитие профессиональной памяти.

Как развить профессиональную память

  1. Информация лучше всего запоминается при ее постоянном воспроизведении. А это значит, что полученные знания нужно сразу же применять на практике или хотя бы проговаривать.
  2. Новые факты намного проще встраивать в систему, чем запоминать их бессистемно и бессвязно.

    Когда в основу наших знаний положена система, и уже имеется наработанная база данных, нам куда проще добавлять к ним свежую информацию. Мы подсознательно сравниваем ее с уже имеющейся и сохраняем не весь новый блок, а только наращиваем на основной костяк то, чего еще нет.

  3. Чтобы запомнить информацию, ее нужно понять, вникнуть.

    Все мы с детства ненавидим зубрежку – и правильно делаем. Бездумное заучивание потока данных приводит к тому, что мы перегружаем мозг лишним мусором, пустыми оболочками из слов и цифр. Поняв всю глубину изучаемой темы, мы готовы пересказать ее своими словами, то есть сохраняем только эссенцию, суть вопроса.

    И уже при воспроизведении переводим полученные знания в материал полного объема: образно говоря, разбавляем концентрат знаний водой слов.

  4. Для лучшего запоминания пользуйтесь методами ассоциаций, привлекайте впечатления и все органы чувств. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – здесь это правило работает как нельзя лучше.

    Ознакомьтесь с изучаемым вопросом в реальных ситуациях, пощупайте его. Попробуйте на вкус, потрогайте руками. Это, конечно, тоже метафора, но помните: пока информация представляет собой исключительно текст или колонки цифр, ее довольно сложно запомнить. А вот во время применения на «живом» объекте, в реальной или хотя бы смоделированной ситуации – намного проще.

    Например, по такому принципу изучаются правила дорожного движения: ученик видит на картинке расположение транспортных средств и рассказывает, какой участник движения должен двигаться на перекрестке первым.

    При изучении законов лучше представлять, как бы они работали во время судового процесса, а при ознакомлении с торговым ассортиментом – не просто читать названия, а стараться увидеть товар своими глазами.

  5. Это должно быть интересно. Любая умственная работа интересна, если вы относитесь к ней ответственно, стараетесь углубляться или даже привносить какие-то новшества.

    Неинтересно только тогда, когда деятельность сводится к минимальному набору простейших алгоритмов, проще говоря – к рутине. Стремитесь к полному охвату имеющегося материала, и тогда вас будет одолевать желание узнавать больше и больше. Как говорят учителя и преподаватели в обратных случаях: «Если у вас нет вопросов по теме, значит, вы ничего не поняли».

  6. Делайте несложные упражнения на развитие памяти. Пока вы осваиваете информацию по конкретной работе, параллельно тренируйте все виды памяти. Например, есть хорошее задание на тренировку зрительной памяти: бросить быстрый взгляд на группу объектов и затем описать, что увидели. Это может быть стол с посудой – перечислите все предметы.

    Еще можно мысленно описать одежду человека, на которого вы смотрели только пару мгновений. Это полезно, если вы быстро забываете людей при знакомстве. Когда по работе нужно запоминать большое количество текстовой информации – учите стихи.

  7. Учите только то, чем вы пользуетесь постоянно.

    Можно вычленить существенный пласт профессиональной информации, которой мы пользуемся от случаю к случаю и ее легко найти в документах или справочниках. Ею память засорять вовсе ни к чему. А вот те данные, которые «всплывают» при работе постоянно, лучше выучить как можно скорее.

  8. Используйте свои сильные стороны.

    Каждый человек по-разному воспринимает, запоминает и воспроизводит информацию. Начнем хотя бы с того, что всех нас можно поделить на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов. Соответственно, каждый тип будет лучше впитывать знания через наиболее удобные для него носители информации – визуальные или слуховые образы, ощущения или сухие цифры.

    Учтем также индивидуальные особенности каждого человека. Воспроизведение данных – тоже отдельная тема. Кому-то проще написать, кому-то рассказать в устной форме, кому-то составить график… В общем, экспериментируйте, ищите то, что комфортно конкретно для вас.

  9. Возвращайтесь к первоисточнику. В данном случае имеется ввиду объект изучения.

    Он окружен полем данных, именно они вам и нужны. Но чтобы эта информация всегда была свежей, чтобы вовремя обнаружились какие-то расхождения и неточности, нужно постоянно держать в поле зрения сам объект. Иначе данные могут исказиться в памяти подобно тому, как слово коверкается в игре «Испорченный телефон».

  10. Полагайтесь на память.

    Если память трудилась мало, то поначалу возникает искушение снова воспользоваться шпаргалкой или «Гуглом». Искушение будет сильным, мозг будет заедать и предательски скулить – но нужно заставлять его работать. Каждая система человеческого тела функционирует тем эффективнее, чем чаще и интенсивнее ее нагружать. Поверьте, трудно будет только сначала.

Чтобы стать профессионалом в своей работе, нужно обеспечить много факторов – пройти хорошую школу, обзавестись собственным опытом, принять к сведению достижения успешных коллег и конкурентов… Это, как и развитие профессиональной памяти, требует определенных усилий. Но затем все наработки начнут работать на своего хозяина и приносить ему дивиденды. И весьма существенные.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://constructorus.ru/samorazvitie/professionalnaya-pamyat-i-metodika-ee-razvitiya.html

9. Память в работе врача

Профессиональная память врача

Важнымпрофессиональным качеством врачаявляются мнемические способности.Доказано, что врачи обнаруживают большойобъем памяти. При этом особенновостребованной во врачебной деятельностиявляется оперативная память. Так, Б. А.

Ясько пишет: «Развитая оперативнаяпамять, её большой объем, быстрота иточность воспроизведения, помехоустойчивостьявляются основными характеристикамиоперативной памяти и значимыми условиямиуспешности профессиональной деятельностиврача».

*Работая с пациентом, врач должен постоянноучитывать активный характер процессовхранения и переработки информации;Например, вытеснение– один из видов психологической защиты,представляющий собой процесс, в результатекоторого неприемлемые для индивидамысли, воспоминания, переживания«изгоняются» из сознания и переводятсяв сферу бессознательного, продолжая,однако, оказывать влияние на человекаи переживаются им в форме тревоги, страхаи т.п..

*Необходимо учитывать законы памяти присборе анамнеза; Например, закон Рибо(Ribot Th.

, 1881) – память человека теряетсяи восстанавливается по одному и томуже закону: при потерях памяти в первуюочередь страдают наиболее сложные инедавно полученные впечатления; привосстановлении памяти дело обстоитнаоборот, т.е. сначала восстанавлива­ютсянаиболее простые и старые воспоминания,а затем наиболее сложные и недавние. *

*Учитыватьзаконы психологии при закреплении впамяти клиентов врачебных рекомендацийи предписаний. Пример, законы Эббингауза.Человек может объективно правильновоспроизводить события, но не осознаватьэтого и, наоборот, ошибаться, но бытьуверенным, что воспроизводит их правильно.Между точностью воспроизведенныхсобытий и уверенностью в этой точностине всегда существует однозначная связь.

* Большое значениеисследования памяти имеют при многихсоматических заболеваниях, особенно сдлительным хроническим течением,сопровождающимся астенией.

*Психология памяти – важнейшая основадля процессов обучения как непроизвольного,так специально организованного.Существенная часть пропаганды здоровьястроится на обучении навыкам здоровогообраза жизни и переделке навыковдеструктивного поведения (в том числеи разрушение деструктивных фантазий).

* Работа с воображениемс недавних пор получила широкоераспространение как в клинике соматическихзаболеваний, так и в психотерапии,психиатрии. Вот что пишут американскиеисследователи: из всего изученного«…

мы заключили, насколько важно подробноисследовать содержание визуализаций(зрительных, а точнее, образных, частометафорических – представлений пациентао характере происходящих в нем болезненныхпроцессов), чтобы увидеть, как онипередают установки пациента.

С тех пормы стали уделять серьезное вниманиетому, чтобы определять, не склонен литот или иной больной «припорашиватьснежком», то есть прятать свои отрицательныечувства или каким-либо другим способоммешать лечению».

7.2.Материалдля самоподготовки

Вопросы:

1.Дайте определениепамяти.

2.Назовите основныефункции памяти.

3.Назовите основныехарактеристики памяти.

4 Какие виды памятисуществуют у дочеловеческих организмов?

3. Назовите известныеВам подходы к изучению механизмовпамяти.

4. В соответствиис какими критериями выделяются различныевиды памяти?

5. Что такоеэйдейтическая память?

6. Назовите известныеВам виды памяти.

7. Что такое времяконсолидации следов?

8. Какую функциювыполняет кратковременная память?

9. Возможноли хорошее функционирование долговременнойпамяти без памяти кратковременной?

10. Что собойпредставляет оперативная память? В чёмзаключается её функция?

11. В чём отличиемежду механической и смысловой памятью?

12. Назовите известныеВам процессы памяти.

13. Перечислитехарактеристики памяти.

14. Назовите условияуспешного запоминания.

15. Какие процессывлияют на эффективность запоминания?

16. Дайте характеристикунарушений памяти человека.

Тесты:

1. Способностьк воспроизведению прошлого опыта ивыражающиеся способностью длительнохранить информацию и многократно вводитьее в сферу сознания и поведения:

а) память

б) мышление

в) внимание

г) самосознание

2.К видам памяти относятся:

а) преактивная иретроактивная

б) распределеннаяи устойчивая

в) произвольная инепроизвольная

г) все вариантыверны

3. Зрительнаяпамять относится к следующему типу:

а) механическаяпамять

б) образная память

в) логическаяпамять

г) кратковременнаяпамять

4.Сколько в среднем слов за раз можетзапомнить человек?

а) 17 – 20

б) 3 – 4

в)12 – 15

г) 5 – 9

5. Чтотакое мнемотехнические приемы?

а) специальныеприемы для облегчения запоминания

б) перевод информациив образы, картинки

в) длительноесохранение информации

г)сохранение информации в течениенескольких часов

6. Отсутствиемпамяти называется:

а)апперцепция

б)традукция

в)амнезия

г) все вариантыневерны

7. Формывоспроизведения:

а) узнавание

б) реминисценция

в) воспоминание

г) все вариантыверны

8. Ккакому виду памяти человек в естественныхусловиях не имеет доступа?

а) к промежуточной

б) к долговременной

в) к оперативной

г) к кратковременной

9.Отсроченное воспроизведение ранеевоспринятого, казавшегося забытым:

а) реминисценция

б) эйдетизм

в) индукция

г) дедукция

10.Установите соответствие:

1.Запоминание 1. процесс активнойпереработки, систематизации, обобщениематериала, овладения им

2.Сохранение 2. процесс запечатленияи последующего сохранения воспринятойинформации

3.Узнавание 3. процесс потери доступак запомненному ранее материалу,невозможность воспроизвести усвоенное

4.Воспроизведение 4. процесс восстановленияпрежде воспринятого при повторнойвстрече с объектом, при повторном еговосприятии

5.Забывание 5. процессвосстановления прежде воспринятого вотсутствии объекта

Задачи длясамоподготовки:

Практическаячасть для самоподготовки:

Источник: https://studfile.net/preview/11637323/page:30/

Доктор Новиков
Добавить комментарий